Организация производственного учета в 1С:Комплексная автоматизация 2 охватывает множество процессов: от планирования и обеспечения материалами до учета выпуска продукции и управления возвратными отходами. В этой статье разберем, как работать с ресурсными спецификациями, учитывать запасы в цеховых кладовых, оформлять выработку сотрудников и разбирать бракованную продукцию.
1С:Комплексная автоматизация для учета производства
1С:Комплексная автоматизация — это программное решение, предназначенное для комплексного учета и управления бизнес-процессами предприятия. Программа позволяет регистрировать результаты производственных процессов, контролировать соблюдение нормативов расхода материалов, анализировать состав незавершенного производства и обеспечивать производственный учет в рамках бухгалтерского учета.
Ресурсные спецификации в 1С:КА
Ресурсные спецификации в 1С:Комплексная автоматизация производство представляют собой вид нормативно-справочной информации, описывающий ресурсы и производственные процессы, необходимые для производства продукции, полуфабрикатов и выполнения работ. Для этого необходимо перейти в раздел «Производство – Нормативно-справочная информация – Ресурсные спецификации».

Каждая спецификация содержит несколько элементов, таких как список выходов (продукция, выполненные работы, возвратные отходы), список номенклатурных входов (материалы и привлекаемые работы, например, работы соисполнителей), описание этапа производства (поддерживаются только одноэтапные спецификации) и объем трудозатрат по видам работ.
В табличной части «Продукция» на вкладке «Основное» указываются результаты производства, такие как продукция, полуфабрикаты и работы. Если позиций продукции больше одной, для каждой из них определяется параметр «Доля стоимости», который используется для распределения всех затрат производства по позициям выпуска.

Числовые значения долей стоимости могут быть произвольными, однако их сумма всегда будет составлять 100%. Плановая стоимость продукции рассчитывается по виду цен, указанному в настройках НСИ, и может учитывать использование нескольких видов цен. Если использование нескольких видов цен отключено, плановая стоимость определяется для единственного вида цен, если для него установлен признак «В качестве плановой себестоимости материалов, полуфабрикатов и продукции».
На вкладке «Побочный и промежуточный выпуск» указываются номенклатурные позиции с фиксированным способом определения стоимости, такие как возвратные отходы и побочный выпуск производственного процесса.
Для этапов на вкладке «Материалы и работы» описываются компоненты, такие как материалы и работы, необходимые для выполнения выпуска продукции. Для каждого ресурса указывается статья калькуляции, по которой его стоимость войдет в себестоимость готового изделия.

На вкладке «Трудозатраты» указывается потребность в труде, заданная с точностью до вида работ. Содержание выполняемых по виду работ операций уточняется отдельными строками с заполнением поля «Назначение работ».
Исполнителями производственных процессов могут быть как отдельные физические лица, так и организованные группы (бригады). Состав бригад определяется при оформлении трудозатрат документами «Производство – Трудозатраты – Выработка сотрудников». Включение физических лиц в состав бригад не ограничено организацией и подразделением, в которых они работают. Каждый сотрудник может входить в несколько бригад одновременно.
Обеспечение производства материалами
В 1С:Комплексная автоматизация производства реализован серийный учет материалов, полуфабрикатов и продукции, что позволяет более точно отслеживать движение товаров на складах и в процессе производства. Использование серий в производственных процессах задается политикой учета серий, указанной для каждого вида номенклатуры. В зависимости от настроек политики учета серий для конкретной номенклатуры, в производственных документах необходимо указывать серийные номера фактически использованных материалов и произведенной продукции.
Использование серий в производстве настраивается через раздел «Номенклатура», в которой задается политика учета серий для соответствующего вида материалов или продукции. Для каждой номенклатуры можно указать, требуется ли учитывать серии при использовании материалов и полуфабрикатов на складах или при производстве. Серии, которые используются в процессе производства, выбираются на основании остаточных данных склада, с которого осуществляется передача.

Когда материалы или полуфабрикаты перемещаются по складам или изготавливаются в рамках производственного процесса, они регистрируются с указанием серий, если таковые были заданы в настройках. Точно так же при приемке готовой продукции из производства будут указываться серии продукции, если это предусмотрено политикой учета серий.
Для получения подробной информации о движении материалов и продукции по сериям используются отчеты, доступные в разделах «Склад и доставка» и «Производство», в которых фиксируются такие данные, как приход, расход и остаток серии материалов или продукции на складах, в производстве или у клиентов. Отчеты, такие как «Ведомость по сериям номенклатуры», «Структура серии номенклатуры» и «Применение серии номенклатуры», предоставляют наглядное дерево, показывающее, какие материалы или полуфабрикаты использовались для производства конкретной серии продукции, а также состав изделий, в изготовлении которых использовались определенные серии материалов.
Оформление производства без заказа
Документ «Производство без заказа» в 1С:Комплексная автоматизация производства позволяет учитывать все затраты, связанные с производственным процессом, и непосредственно относить их к выпуску продукции, не привязанного к конкретному заказу. Включенные затраты в себестоимость продукции отражаются в месяце, когда был оформлен документ, но переходы через границу месяца не поддерживаются.
С помощью этого документа используются несколько группировок затрат для выпуска продукции. Затраты могут быть распределены по продукции, спецификациям, назначениям или на весь документ. Например, при группировке «по спецификации» учитываются затраты на разные варианты изготовления продукции или одновременное производство нескольких позиций.
Для учета затрат на материалы и работы предусмотрены отдельные табличные части, где указываются все используемые материалы, работы и трудозатраты. Затраты распределяются по подразделениям и детализируются по складам или цеховым кладовым. В табличной части есть команды для удобного ввода данных, такие как «Дополнить по спецификации» и «Заполнить статью калькуляции».
Трудозатраты фиксируются отдельно, с указанием исполнителей работ. Эти данные используются при расчете себестоимости. Заполнение трудозатрат также выполняется с помощью команд «Дополнить по спецификации» или «Заполнить статью калькуляции».

Документ поддерживает автоматическое распределение затрат и настройку модели формирования стоимости. Затраты могут быть распределены на продукцию по рассчитываемой или фиксированной стоимости. Например, для продукции с разными характеристиками, затраты могут быть распределены по весу или объему.
Если в производственном процессе участвуют несколько подразделений, все затраты аккумулируются на подразделении, которое выпускает продукцию. Материальные затраты списываются с кладовых разных подразделений, а трудозатраты учитываются по соответствующим подразделениям.
Для учета возвратных отходов предусмотрена отдельная табличная часть, с возможностью исключить их из расчета себестоимости.
Если выбран флажок «Отражать затраты на выпуск продукции», все затраты будут учтены непосредственно в себестоимости. При расчете себестоимости по плановым ценам документ отражает расходы по плановым данным, а после расчета себестоимости стоимость продукции корректируется по фактическим данным.
После завершения месяца и расчета себестоимости, документ формирует проводки для распределения затрат между подразделениями. Также поддерживается учет затрат по направлениям деятельности, что позволяет гибко распределять затраты на разные виды продукции или работы, включая материалы и трудозатраты.
Оптимизируйте процессы учета и контроля на производстве с помощью 1С: Комплексная автоматизация
Наши специалисты помогут вам разработать и внедрить систему учета производства настроенную под задачи вашего бизнеса.
Учет в производстве
Оформление выработки сотрудников
Функционал учета выработки сотрудников в 1С:Комплексная автоматизация предоставляет возможность автоматизировать регистрацию и анализ трудозатрат сотрудников, выполняющих производственные задания и работы общепроизводственного характера. Выработка сотрудников оформляется в системе с помощью соответствующего документа в разделе «Производство – Трудозатраты – Выработка сотрудников». Данный документ может создаваться автоматически в рамках процедуры закрытия месяца (Финансовый результат и контроллинг – Закрытие месяца – Закрытие месяца) или вручную.

При закрытии месяца система автоматически формирует выработку сотрудников на основании данных о выполненных работах. После обработки пользователю отображается информационное сообщение о полноте оформления.
На вкладке «К оформлению» отображается список распоряжений, требующих оформления выработки за текущий отчетный период. На вкладке «Выработка сотрудников» содержится информация о ранее оформленных документах. Эти документы могут быть двух видов:
- Персональный наряд – оформляется, если работу выполнял отдельный сотрудник. В этом случае в документе фиксируются трудозатраты, квалификация работника, расценки на выполнение работ, стоимость выполненных работ и распоряжение, по которому они выполнялись.
- Бригадный наряд – применяется, если работа выполнялась группой сотрудников (бригадой). В этом случае в документе указывается состав бригады, а также параметры распределения стоимости выполненных работ между ее участниками. Стоимость может распределяться на основе коэффициента трудового участия (КТУ), отработанного времени или тарифных ставок.
Выработка сотрудников регистрируется в системе на основании данных о производственных этапах или информации о производстве без заказов. Если в подразделении используется пооперационное управление, то в качестве распоряжения на оформление выработки может выступать документ «Производственная операция».
Для этого необходимо включить функциональную опцию «Оформлять выработку сотрудников на основании производственных операций» в разделе «НСИ и администрирование – Производство – Операции».
Оформление запасов в цеховой кладовой
Учет запасов в цеховой кладовой в 1С: Комплексная автоматизация позволяет фиксировать движение материалов внутри производственного подразделения и контролировать их использование в производственных процессах.
Пополнение запасов в цеховой кладовой осуществляется стандартными механизмами обеспечения потребностей. В системе используется тип обеспечения «Перемещение», на основании которого создаются документы «Заказ материалов в производство». Также материалы могут поступать в кладовую по документам «Передача материалов в производство» и «Перемещение товаров», если они были созданы вручную.

Материалы, хранящиеся в цеховой кладовой, могут использоваться для различных производственных процессов, выполняемых подразделением. Их можно перераспределять в рамках цеха, возвращать на склад в случае излишков или передавать в другие подразделения при необходимости.
Передача готовой продукции из цеховой кладовой на склад оформляется операцией «Передача продукции из кладовой». Если требуется переместить полуфабрикаты между кладовыми одного или разных цехов, используется операция «Перемещение полуфабрикатов». Для возврата материалов из цеховой кладовой обратно на склад создается операция «Возврат материалов из кладовой», которая оформляется без распоряжений.
Кроме документа «Движение продукции и материалов», все операции по перемещению запасов внутри цеха оформляются через раздел «Склад и доставка – Внутреннее товародвижение – Внутренние документы (все) – Перемещение товаров». В этом случае отсутствует возможность указать аналитику производственных затрат, например группу или вид номенклатуры.
Инвентаризация остатков в цеховой кладовой выполняется в разделе «Производство – Внутрицеховой учет – Распределение материалов и работ». В рамках данного рабочего места проводится проверка фактических остатков материалов и на основании ее результатов распределить материалы цеховой кладовой на выпуски по заданному правилу, внести корректировки вручную или списать их на статью расходов.

Разборка бракованной продукции
В процессе производства продукции может возникать брак, который требует учета и разборки для получения годных материалов или полуфабрикатов. В 1С: Комплексная автоматизация предусмотрены две схемы учета: пономенклатурная и суммовая. Каждая из них имеет свой порядок отражения брака, в зависимости от того, как планируется учитывать бракованные материалы и полуфабрикаты.
Пономенклатурная схема учета брака
В этом случае бракованная продукция фиксируется на основании выпуска продукции без заказа с направлением «на склад». Чтобы отследить бракованную продукцию от годной, существует возможность вести отдельную аналитику по местам хранения, например, выделяя кладовую или склад для хранения бракованных товаров. Во-вторых, для бракованной продукции создается отдельная номенклатура с качеством «ограниченно годный» или «не годный». Эти позиции могут быть перемещены в кладовую или на склад по результатам проверки.
Бракованная продукция в кладовой будет числиться на счетах производства (счета 20, 23, 29) или на складе (счета учета ТМЦ на складе). Исправимый брак можно доработать, отразив расходы на исправление через документ «Производство без заказа». В этом случае затраты будут учтены на счетах подразделения (20, 23, 29). Неисправимый брак списывается на себестоимость или отнести на статьи расходов (счет 28) в рабочем месте «Распределение материалов и работ».

Суммовая схема учета брака
В случае суммовой схемы учета, выпуск бракованной продукции в производственных документах (документах производства без заказа) оформляется с направлением «списать на расходы».
После разборки бракованной продукции могут образовываться товарно-материальные ценности, годные для дальнейшего использования. Все затраты по разборке списываются на эту же статью, а для оприходования полученных материалов используется документ «Прочее оприходование» с видом операции «Оприходование (за счет расходов)». Эта операция доступна при включении функциональной опции «Учитывать прочие доходы и расходы». Для создания документа необходимо зайти в рабочее место «Внутренние документы (все)».
Распределение возвратных отходов
Для учета возвратных отходов предусмотрен механизм распределения, который позволяет оформлять движение отходов и связывать их с различными складами. В документах «Передача продукции из кладовой» можно оформить передачу отходов с кладовой на склад.
Для этого в разделе «Производство – Внутрицеховой учет — Распределение возвратных отходов» указывается склад и настраиваются параметры учета для каждой номенклатурной позиции отходов.

Распределение стоимости возвратных отходов
Стоимость возвратных отходов необходимо исключить из себестоимости продукции в документе «Оформление производства без заказов». В этом рабочем месте выбирается строка табличной части, и через кнопку «Оформить вручную» настраивается распределение стоимости отходов по выпуску продукции.
Каждой позиции возвратных отходов будет создан отдельный документ, где указывается модель формирования стоимости возвратных отходов, установив флажок «Выпуск продукции по фиксированной стоимости» в настройках.
Сторнирование стоимости возвратных отходов
После распределения стоимости отходов по продукции возможны два варианта сторнирования затрат:
- По правилу — механизм аналогичен распределению расходов по заранее настроенным правилам, который настраивается на закладке «По правилу».
- По партиям производства — сторнирование выполняется пропорционально количеству изделий, оформленных в отчетный период документами «Производство без заказов».
Оба способа могут применяться совместно, в зависимости от ситуации.
Передача возвратных отходов на склад
Если сначала в подразделении регистрируются возвратные отходы с помощью документа «Распределение возвратных отходов», а затем необходимо оформить их передачу на склад, создается документ «Передача продукции из кладовой» на основании ранее созданных документов распределения. Для этого нужно вернуться в рабочее место «Производство – Внутрицеховой учет» и воспользоваться документами для передачи отходов на склад.
Бесплатная консультация эксперта

Сергей Жданов
Руководитель проекта, функциональный архитектор