Маркировка автомобильных шин и покрышек и гарантирует улучшение безопасности на дорогах, повышение прозрачности торговли и защиту прав потребителей.
В статье узнаем ключевые моменты, связанные с требованиями и условиями к реализации шин и покрышек, разберем последствия за невыполнение установленных норм, а также выясним какие правила применяются к работе с разрешительным режимом продаж.
Механизм работы системы идентификации маркированных шин в обороте:
1. Изготовитель / импортер товаров получает уникальные идентификаторы в рамках системы идентификации продукции и наносит их на свою продукцию.
2. В момент отправки, производители передают дистрибьюторам универсальные передаточные документы (УПД), которые содержат все идентификационные коды, присвоенные товарным единицам.
3. Дистрибьюторы (поставщики магазинов) принимают продукцию и сверяют идентификаторы, указываемые в УПД производителями.
При соглашении по кодам и количеству накладную подтверждают в электронном документообороте (ЭДО).
4. В случае пересылки продукции, дистрибьютор также создает УПД с указанием идентификации маркировки шин.
5. Розничные продавцы при получении продукции проверяет и сканирует каждую товарную единицу.
При идентичности информации, магазин подтверждает факт приемки товара.
6. Во время совершения сделки продавец проводит сканирование уникального идентификатора, расположенного на шине и добавляет эту информацию в фискальный документ.
Далее документ передается оператором ОФД в национальную базу данных по сбору и отслеживанию товаров с маркировкой.
После этого процесса, когда товар зарегистрирован как проданный, его идентификатор удаляется из системы учета.
На этикетке и в идентификационном коде маркировки автомобильных шин и покрышек зашифрована основная информация о производителе, стране производства, размерах, типе и других важных параметрах изделия.
Каждый такой код является неповторимым и надежно защищен от возможных подделок.
Если покупатель возвращает купленные автомобильные шины, но код поврежден/ отсутствует (например, наклейка оторвана), необходимо провести повторную процедуру маркировки шин.
В момент проведения операции возврата, продавец фиксирует данные в “Честном Знаке» и оформляет заявку для получения нового кода для того, чтобы заново нанести код маркировки на изделие.
После проставления новой маркировки изделие вновь станет пригодным к продаже. Продавать возвращенные шины без соответствующей маркировки нельзя и это является нарушением, за которое предусмотрен штраф, равный тому, что налагается за продажу товаров без необходимых идентификационных меток.
Оборудование и требования к программному обеспечению
Согласно Постановлениям Правительства РФ, чтобы участвовать в системе идентификации товарных групп, все заинтересованные стороны рынка должны пройти процедуру официальной регистрации.
Для этого нужно выполнить следующие шаги:
- Подать заявку на присоединение к системе “Честный Знак”
- Заполнить личный кабинет и указать вид деятельности, заполнить соглашение об обработке персональных данных
- Также нужно подключить ЭДО (электронный документооборот) и УКЭП (усиленная квалифицированная подпись)
- Заключить договор с ОФД
- Выбрать и приобрести необходимые программы, сканеры, онлайн-кассы, терминалы
- Обучить всех сотрудников
Эксперты команды assino отмечают, что для различных видов экономической деятельности понадобиться различное техническое обеспечение, то есть под каждый вид необходимо подобрать оборудование, чтобы бизнес выполнял требования закона и при этом не нагружал себя лишними финансовыми расходами.
Важно отметить, что время, которое затрачивается на настройку маркировки (подключение ЭДО, получение УКЭП, настройка доступа к системам, покупка оборудования, интеграция систем со сторонними сервисами, сайтами и приложениями, тестирование, обучение пользователей обработке сведений и работе с маркированными товарами и т.д.), может разниться от недели до месяца и стоит готовиться к идентификации заранее.
Разрешительный режим продажи маркированных товаров
С 1 ноября 2024 года начнется пошаговое внедрение системы контроля на кассах, касающейся продажи шин.
К указанному сроку, все участники рынка, занимающиеся продажей в розницу, обязаны выполнить должные модернизации своих касс для соответствия правилам и избежания правонарушений.
В каких ситуациях изменения не будет действовать:
Использование ККТ в случаях, исключающих необходимость передачи сведений в ОФД и налоговую.
Индивидуальных предпринимателей и организаций, чья работа находится под регулированием специфических разделов в рамках Федерального законодательства, касающегося использования ККТ.
Компаний, которые не участвуют в обращении маркированных товаров и не работают с ними.
Реализация товаров через автоматы.
Продажи на удаленной основе, в ходе которых продукция отправляется со складского помещения, а данные о ее списании передаются в “Честный знак”.
При реализации маркированной продукции кассы будут связываться с «Честным Знаком» и выполнить проверку кода Data Matrix. Если будут обнаружены расхождения в маркировке или товар не соответствует заявленным нормам, кассовое ПО предупредит оператора о проблеме, заблокирует продажу и не даст напечатать чек.
Наказание за отсутствие маркировки шин: какие суммы штрафов грозят за неисполнение требований
Реализация без установленной маркировки шин и покрышек будет караться введением финансовых санкций и изъятием продукции без возможности ее дальнейшей продажи.
Это предпринимается для борьбы с фальсификатом и изделиями, не отвечающими заявленным стандартам.
Реализация немаркированного товара | Конфискация продукции и штраф: Должностные лица — 5 000–10 000 руб. Юридические лица — 50 000–300 000 руб |
Реализация с поддельными кодами | Уголовная ответственность: Штрафные санкции до 300 000 руб или лишение свободы от 3 до 6 лет |
Шины, подлежащие маркировке
В обязательном порядке маркировке подлежат все категории шин, которые изготовлены в коммерческих целях.
Перечень включает в себя покрышки для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств.
Обязательна маркировка:
- Новые пневматические шины и покрышки для автомобилей
- Шины для пассажирских автобусов
- Шины для мототехники
- Шины для аграрной и лесной техники
- Шины, изготовленные из резины, для спецтранспорта в сферах строительства добычи полезных ископаемых
Исключения из правил:
Некоторые специализированные типы шин, которые используются в спортивных состязаниях или военной технике, могут быть освобождены от требований по нанесению идентификационных кодов.
- шины для велосипедов
- шины авиационные
- камеры из резины
- Шины, которые были восстановлены и Б/У
Для соблюдения новых правил от всех участников рынка требуется внимательность к деталям и ответственное отношение к ведению своего дела.
Активное участие в системе маркировки не только поможет избежать штрафных санкций и конфискации товара, но и укрепит доверие потребителей к продавцам и изготовителям шин.
Если вы хотите внедрить систему идентификации, то наши эксперты assino выполнят все задачи за вас. Мы предоставляем услугу по внедрению и оптимизации рабочих процессов с маркировкой, установим и настроим нужные системы, перенесем остатки и настроим интеграцию, чтобы вы могли работать в соответствии с нормами законодательства, удобно и в единой информационной базе и без потери собственных данных.