Компании и индивидуальные предприниматели должны заранее подготовиться к предстоящим нововведениям в налоговом законодательстве. Специалисты assino проанализировали уже известную информацию о реформе и подготовили перечень самых вероятных изменений в 2025 году.
В 2025 году ожидается преобразование налоговой системы, которое представляет собой комплекс мер, нацеленных на оптимизацию налогов и создание более благоприятных условий для развития бизнеса в целом.
В свою очередь, юридическим лицам и ИП необходимо подготовиться к изменениям в ведении учета финансово-хозяйственной деятельности. Эксперты assino подготовили разбор основных положений в законопроекте, чтобы вы могли подробнее ознакомиться с ключевыми аспектами предстоящих изменений.
Суть налоговой реформы
Создание эффективной налоговой системы, способствующей экономическому благополучию и развитию бизнеса. Реформа предполагает снижение налоговых ставок для низких и средних доходов, при этом увеличивая обязательства для высокодоходных слоев и крупного бизнеса. Одним из ключевых аспектов является введение прогрессивной шкалы налогообложения, которая будет стимулировать распределение доходов более справедливо.
Начисление НДС при УСН
Такая обязанность будет объединять УСН и ОСНО. В рамках этих поправок предполагается классификация налогоплательщиков на три категории, основываясь на их доходах и соответствующих налоговых ставках. Они должны будут перечислять в государственный бюджет в следующем порядке:
Доход | Минимальные ставки или освобождение |
До 60 млн рублей за прошлый год | Освобождение от уплаты |
Не более 250 млн рублей за прошлый год | 5% |
От 250 до 450 млн рублей за прошлый год | 7% |
Существуют два обстоятельства, при которых компании могут не платить НДС:
- Предприятие принимает решение перейти на УСН в 2025 и может использовать право на освобождение от уплаты.
- В предыдущем году доход компании был менее 60 миллионов рублей, то компания также может претендовать на освобождение от уплаты данного налога.
Для того чтобы воспользоваться правом на налоговое освобождение, следует подготовить и направить в налоговую службу запрос с приложением всех необходимых бумаг, свидетельствующих о наличии законных предпосылок для освобождения от уплаты налогов.
Как только льгота будет одобрена, отказ от нее по личной инициативе будет невозможен.
Кроме того, прекращается действие увеличенных налоговых тарифов, которые ранее составляли 8% на общую сумму доходов и 20%. Для упрощенцев установят единые налоговые ставки — 6% на доходы и 15% на доходы за вычетом расходов.
Чтобы осуществить переход на УСН, определен порог доходности, который составляет 337,5 миллиона рублей за период в девять месяцев, предшествующий изменению системы налогообложения.
Чтобы продолжить работать на УСН, необходимо удерживать годовой доход в пределах 450 миллионов рублей. В предыдущем году, в 2024, эта граница была значительно ниже и составляла 188,55 миллиона рублей при использовании стандартных налоговых ставок, и доходил до 251,4 миллиона рублей при применении максимальных ставок.
Что касается остаточной стоимости активов компании, то предлагается установить порог в 200 миллионов рублей. Ранее этот показатель был зафиксирован на уровне 150 миллионов рублей.
В отношении численности сотрудников, допустимой для использования УСН, предлагается установить предельное значение в 130 человек.
Ставки налога на прибыль организаций
Изменится ставка налога на прибыль с 20% до 25%. Такое нововведение направлено на отказ от применения акциз, включая экспортные тарифы, зависящие от курсовой разницы.
Теперь IT-организации будут обязаны уплачивать налог на прибыль, ставка для которых установлена на уровне 5%, в то время как ранее они пользовались льготой в виде нулевой ставки.
В дополнение к этому, предлагается реализация налоговых вычетов для инвестиций. Ожидается создание федерального инвестиционного стимула, ориентированного на ведущие отрасли экономического сектора, с обеспечением финансирования за счет средств федерального бюджета.
К тому же предусматривается повышение коэффициента с 1,5 до 2 для расходов, связанных с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, а также в отношении затрат, которые способствуют формированию начальной стоимости основных средств, включенных в список высокотехнологичного оборудования.
Имущественные и земельные налоги
Если кадастровая оценка объекта недвижимости превышает 300 миллионов рублей, органы регионального управления получат право определять налоговую ставку до 2,5%.
В отношении участков с кадастровой оценкой более 300 миллионов рублей региональное законодательство предусматривает возможность установления налоговой ставки в размере 1,5%. Это значительное увеличение по сравнению с существующим ограничением в 0,3%. Тем не менее предлагается сохранить пониженную ставку в 0,3% независимо от стоимости для следующих категорий участков:
- Предназначенные для сельскохозяйственных нужд и расположенные в аграрных зонах населенных пунктов;
- Выделенные для нужд обороны и безопасности страны, таможенного контроля, а также те, что имеют ограничения в свободном обращении.
Налоговая амнистия
Планируется внести в налоговое законодательство определения таких понятий, как «дробление бизнеса» и «добровольный отказ от дробления бизнеса», а также предусмотреть налоговую амнистию для субъектов, принявших решение об отказе от такого разделения.
Планируется, что акция по освобождению от налоговых обязательств в 2025 году будет применяться к периодам уплаты налогов с 2022 по 2024 год.
Изменения в НДФЛ
Налог на доходы физических лиц будет установлен на следующих уровнях:
Доход в год | Ставка НДФЛ |
< 2,4 млн рублей | 13% |
От 2,4 млн рублей до 5 млн рублей | 15% |
От 5 млн рублей до 20 млн рублей | 18%. |
От 20 млн рублей до 50 млн рублей | 20% |
50 млн рублей < | 22% |
Участники СВО | Не применяются повышенные ставки |
Когда речь заходит о налогообложении прибыли, полученной в виде дивидендов, процентов по банковским депозитам, прироста от реализации акций и паев, а также прибыли от сделок с недвижимостью, предлагаются следующие налоговые тарифы на доходы физлиц: ставка 13% применяется, если суммарный годовой доход не превосходит 2,4 миллиона рублей, в то время как доходы, превышающие эту величину, облагаются по ставке 15%.
Вычеты на детей
С начала 2025 года планируется повышение размера вычета по налогам для родителей. Предусмотренные суммы будут следующими:
На 2го ребенка | 2 800 рублей |
На 3го и каждого последующего ребенка | 6 000 рублей |
Страховые взносы
Правила начисления страховых взносов, которые прописаны в НК РФ останутся без изменений. Но предполагается внести уточнения в методику подсчета доходов индивидуальных предпринимателей для исчисления страховых взносов, в случаях, когда они уплачивают налог на доход.
Начиная с 2025 года планируется индексация максимальной суммы, на которую рассчитываются страховые отчисления. На текущий момент известно, что в 2024 году этот показатель составляет 2 225 000 рублей согласно постановлениям правительства России.
Ожидается, что новый лимит будет объявлен в конце 2024 года.
Также предвидится установление конкретного периода для предоставления заявления об освобождении от уплаты страховых отчислений взносов, которые не участвуют в определенных периодах, не подлежащих страхованию.
И, наконец, в 2025 году ожидаются изменения в размерах страховых взносов, которые затронут только сниженные тарифы для определенных групп страхователей, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Соответствующие корректировки предусмотрены материалами законопроекта № 639663-8 от 3 июня 2024 года.
Влияние налоговой реформы на бизнес
Для бизнеса налоговая реформа представляет как вызовы, так и возможности. С одной стороны, увеличение налоговой нагрузки на крупные корпорации может привести к пересмотру их финансовых стратегий. С другой стороны, оптимизация налогов для малого и среднего бизнеса открывает новые перспективы для роста и развития. Новость о предстоящей реформе вызывает много вопросов. Руководители бухгалтеры компаний уже занимаются изучением нового материала, чтобы правильно адаптировать отчетность к предстоящим изменениям.
Также предполагается, что реформа укрепит доверие к налоговой системе и повысит ее эффективность, что в свою очередь способствует стабилизации экономической ситуации и улучшению инвестиционного климата. Расчет эффективности реформы будет зависеть от множества факторов, включая реакцию бизнеса и способность государственных структур адаптироваться к новым условиям.