Автоматизация ТОИР в 1С:ERP
Вопрос автоматизации технического обслуживания и ремонтов встаёт особенно остро, когда:
- оборудование часто простаивает после выхода из строя;
- учёт ППР ведётся в Excel – с ошибками и путаницей;
- нет единой картины по состоянию объектов и затратам;
- планирование ремонтных работ происходит «на коленке», заявки теряются;
- служба эксплуатации работает в отрыве от закупок, склада, бюджета.
В поисках решения многие выходят на специализированный продукт – 1С:ТОИР. Но это не всегда является оптимальным решением.
- Без покупки отдельного продукта
- Без потери интеграции с другими бизнес-процессами
- Без лишних затрат
Всегда ли для автоматизации ремонтов нужен 1С:ТОИР
ТОИР | ERP |
Подходит для компаний, у которых ремонт и обслуживание являются основным бизнес-направлением* (см. комментарий эксперта ниже) | Подходит для компаний, у которых ремонт и обслуживание не являются основным бизнес-направлением |
Даёт готовый инструментарий для ППР, заявок, анализа простоев | Уже содержит базовый функционал для учёта оборудования, ремонтов, затрат, графиков, исполнителей |
Отдельная база или подсистема, интеграция которой потребует дополнительных трудозатрат | Реализация в единой учётной системе |
Требует отдельного внедрения, может потребовать доработок | Достаточно существующего типового решения и доработок |
Развивается медленнее, чем флагманские продукты 1С | Основной продукт вендора: активное развитие, оптимизация, регулярные обновления |
На рынке ограниченное количество специалистов, поддерживающих данную конфигурацию, их услуги стоят дороже | Большое количество специалистов для поддержки, масштабирования, развития системы |
Специализированная конфигурация, меньше гибкости при адаптации под бизнес | Гибко дорабатывается под задачи конкретной компании |
Комментарии эксперта
При этом, если в такой компании текущие процессы ведутся в Excel и/или на бумаге, разумно сначала автоматизировать их в ERP. Потому что реальные процессы компании могут быть не подготовлены для реализации сразу в специализированному продукте – 1С:ТОИР.
Позднее, когда процессы будут выстроены и финализированы, можно беспрепятственно осуществить переход от автоматизации ремонтов в 1С:ERP к автоматизации в 1С:ТОИР – это займёт меньше времени и ресурсов, чем проект «С нуля сразу к 1С:ТОИР».
Поэтому, как показывает наша практика, для 90% компаний достаточно функционала 1С:ERP – с разумными доработками под задачи ремонта и обслуживания.
Функционал типовой 1С:ERP для организации и управления ремонтами

Даже без доработок функционал 1С:ERP даёт широкие возможности для организации и управления ремонтами и обслуживанием. В нём уже есть:
- учёт оборудования и его характеристик, состояния;
- жизненный цикл объектов: от ввода в эксплуатацию до списания;
- ведение заявок на ремонт и обслуживание, статусы исполнения, отслеживание интервалов остановки оборудования на производстве;
- планирование и организация ремонтных работ по датам, объёмам, исполнителям;
- интеграция ремонтов в цепочки закупок, бюджетирования, складского и финансового учёта;
- учёт трудозатрат, материалов, подрядных услуг; аналитика по затратам, отклонениям, простоям.
Для многих компаний этого уже достаточно, чтобы решить свои бизнес-задачи без внедрения 1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования.
Хотите больше узнать о том, как в ERP реализован функционал планирования и организации ремонтов?
Оставьте заявку – эксперт свяжется с вами для консультации.
Какие доработки 1С:ERP помогают в расширении функционала управления ремонтами
- Автоматическое формирование графиков ППР → На основе нормативов, ресурса, календаря, состояния.
- Карточки ППР с маршрутами, материалами, трудозатратами → С автоматическим формированием заявок и заданий.
- Контроль и аналитика → Дашборды по состоянию фонда, отклонениям, простоям, KPI ремонтной службы.
- Мобильный интерфейс исполнителя (опционально) → Если важно учитывать факты ремонтов в полях/цехах.
- Возможность настройки маршрутов согласования заявок на ремонты → С планированием закупки материалов через «заказ поставщику».

Комментарии эксперта
Объём доработок несопоставим по трудозатратам с отдельным проектом по внедрению системы ТОИР, а результат даёт бизнесу максимум гибкости и управления.
Проектные команды assino работают не просто по «чек-листу внедрения» (под копирку). Это значит, что мы изучаем потребности клиента и внедряем только те решения и доработки, которые принесут бизнесу реальную пользу: сейчас или при масштабировании.
При этом, хотя большинству компаний для автоматизации ремонтов и технического обслуживания достаточно функционала ERP, некоторым компаниям нужен полноценный проект по внедрению 1С:ТОИР. Как показывает наша практика, для каждого из решений можно выделить типовые портреты компаний. В следующем блоке вы сможете познакомиться с ними подробнее.
Когда 1С:ERP – лучший выбор для управления ремонтами, а когда выбрать 1С:ТОИР
1С:ERP – ваш выбор, если:
- Ремонты и ТО – неосновное бизнес-направление компании.
- Важна интеграция с закупками, финансами, бюджетированием.
- Вы хотите один продукт – без новых лицензий и масштабного обучения.
- Ремонтные процессы на данный момент не автоматизированы или автоматизированы частично, затрагивают работу небольшого количества специалистов.
- Проведение ремонтов существенно влияет на график производства. В ERP факт остановки оборудования для обслуживания транслируется на управление производством, учитывается в графиках планирования.
1С:ТОИР будет полезен, если:
- Ремонты и ТО – основное бизнес-направление компании.
- Есть жёсткие требования по отраслевым стандартам (например, в добывающей отрасли, энергетике).
- Развита служба эксплуатации с разноплановыми бизнес-процессами.
Это собирательная классификация, чтобы получить рекомендации по выбору оптимального решения, необходима оценка эксперта.
Хотите понять, подойдёт ли 1C:ERP вашему бизнесу?
Оставьте заявку – эксперт свяжется с вами, уточнит детали и предложит взвешенное решение.
Почему стоит доверить проект по автоматизации ремонтов компании assino

Анализ ваших бизнес-процессов
Как работает сейчас, что можно улучшить, как автоматизировать с пользой для бизнеса.

Реальная автоматизация
Настраиваем систему под живые бизнес-задачи, а не под абстрактную модель.

Поддержка и сопровождение
После внедрения не оставляем вас с системой 1 на 1: готовы сопровождать, развивать и обновлять.

Прозрачное взаимодействие
При планировании проекта фиксируем понятные этапы, сроки, бюджет, способы коммуникации.

Эксперты в области ERP
Обладаем глубокой экспертизой и многолетним опытом внедрения ERP.

Без переплаты за ненужное
Используем типовой функционал и только необходимые доработки, не «продавливаем» более дорогостоящее решение.
Часто задаваемые вопросы
Что дешевле – ERP или ТОИР?
Стоимость зависит от масштабов проекта, количества доработок, специфики компании. Однако как показывает практика, при прочих равных условиях, стоимость автоматизации ремонта и технического обслуживания в ERP с доработками на 30–50% дешевле, чем стоимость внедрения 1С:ТОИР.
Срок реализации составляет от 2 до 6 месяцев, в зависимости от задач, объёма работы, текущего состояния справочников.
При этом, если у вас ещё не автоматизированы другие контуры – например, оперативный или управленческий учёт – и есть запрос на их автоматизацию; внедрение 1С:ERP для решения сразу нескольких бизнес-задач в рамках одного проекта принесёт дополнительную выгоду – как по срокам, так и по бюджету.
Да, в ERP уже есть базовый функционал для ППР: учёт оборудования, календарное планирование, статусы и исполнение. А с минимальными доработками (графики, карточки операций, аналитика по простоям и отклонениям) можно выстроить полноценную систему ППР, сопоставимую по эффективности с решениями ТОИР.
ERP – это флагманский продукт 1С с широким набором подсистем, в том числе для обслуживания и ремонтов. Для большинства предприятий функционала ERP достаточно, особенно если ремонты не являются ядром бизнеса. При этом ERP даёт более тесную интеграцию с закупками, бюджетированием, финансами и производством, позволяет учитывать простои оборудования в графике производства.
Нет. Если автоматизация ремонтов начинается в ERP, она строится на общем подходе к учёту и логике бизнес-процессов. В дальнейшем возможен переход на ТОИР или его интеграция. При этом вы уже будете иметь сформированную базу данных, структурированные и формализованные процессы и опыт автоматизации. Поэтому при переходе цена внедрения 1С:ТОИР будет ниже, чем при реализации проекта «с нуля».
Типовые доработки занимают в среднем 1–2 месяца, включают от 2 до 5 блоков и не требуют пересборки всей системы. При этом вы получаете решение, адаптированное под ваш бизнес, без избыточной функциональности.
Да. ERP позволяет учитывать ремонты как внутренние затраты (на обслуживание своего оборудования), так и как услуги, если вы оказываете их «на сторону». В отличие от ТОИР, в ERP это можно реализовать через типовой производственный контур с необходимым способом отображения затрат и выпуска услуг.
Да. При необходимости мы дорабатываем мобильные интерфейсы для мастеров и исполнителей, чтобы они могли создавать и закрывать заявки, фиксировать факты выполнения прямо с места ремонта.
Да, это один из ключевых плюсов ERP. Остановки оборудования будут учитываться в планировании производства, влияя на сменные задания, графики и загрузку оборудования. Это особенно важно для производственных компаний, где обслуживание тесно связано с производственным циклом.
Статьи по теме
Нам доверяют
Кто мы
Международная консалтинговая компания –
лидер рынка автоматизации международных компаний в России и странах СНГ. Профессионалы с подтвержденным опытом и внедренной системой менеджмента качества ISO 9001:2015

лет разработки и внедрения программных решений для ERP-систем на базе продуктов 1C и их интеграции с SAP, Microsoft и др.
реализованных проектов
экспертов в практике по бизнес-решениям с обширным техническим опытом
Хотите сделать осознанный выбор в пользу ТОИР или ERP?
Оставьте заявку – разберём ваш случай, поможем принять обоснованное решение.